Закрыть ... [X]

Текст в прозе воробей


в ходе применения технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП)

И.С. Тургенев Стихотворение в прозе «Воробей»

Я возвращался с прозе охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой — и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище… но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.

Я поспешил отозвать смущенного пса — и удалился, благоговея.

Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным ее порывом.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

1. ЛЮБОВЬ

4. _______________________________

5. _______________________________

Тема: Анализ рассказа — исследование по рассказу И.С.Тургенева «Бирюк».

ЦЕЛИ УРОКА: Ι. образовательные:

1)формировать навыки составления характеристики литературного героя; анализа текста;

ΙI. развивающие:

2)развивать навыки анализа образа литературного героя и навыки сравнения героев произведения;

ΙII. воспитательные:

3)патриотическое воспитание.

ЗАДАЧА: Помочь учащимся “увидеть” героя художественного произведения; сформировать свою собственную точку зрения на основе прочитанного.

МЕТОДЫ: проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация),

учебник «Литература. 7 класс» автор Коровина В.Я.

Этап I. Стадия вызова (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа:

  • включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

  • повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые на данном этапе УУД

I.Оргмомент

Здравствуйте, ребята, гости! Меня зовут Бахтеева Ирина Витальевна.

Прозвенел уже звонок,

Начинаем мы урок.

Нет труда, не физкультуры,

А урок литературы!

Итак, мы начинаем.

Слушают стихотворение, эмоционально включаются в сотрудничество

учебно-познавательная мотивация, мотивационная основа учебной деятельности.

Сегодня на уроке мы вспомним, что такое стихотворения в прозе.

Отгадайте загадку, в которой заключена тема нашего урока:

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет,

Крохи собирает.

-Кто это?

Тема урока « Стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Воробей».

Что вы можете сказать об этом авторе? Что знаете о нем?

    — Давайте вспомним, что отличает прозу от поэзии. Для этого используем прием «Фишбоун» ( у каждой группы на столах) (Приложение 1)

Голова: вопрос темы, верхние косточки: основные понятия темы, нижние косточки: суть понятия, хвост: ответ на вопрос

Подберем термины, относящиеся к этому роду литературы, дадим краткие пояснения: лирика (выражает переживания, чувства, сокровенные мысли), лирический герой (близок к автору), жанры лирики (стихотворение, поэма), отличие поэзии от прозы (ритм, размер, рифма) Записываем в “фишбоун”.

Поэзия

 

Проза

+

Рифма

+

Ритм

+

Размер (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест)

Чаще небольшой

Объем

Больше, чем стихи

Строфы

Способ размещения на листе

Сплошной текст

Передать чувства, эмоции, впечатления, переживания автора. Сюжетная линия как таковая отсутствует

Цель

Передать сюжет, вызвать представления (пересказ романа возможен, стих-я – нет)

Отгадывают загадку

Вспоминают все, что знают о Тургеневе.

Выявляют отличие прозы от поэзии.

Записывают свои мысли в ФИШБОУН» в ответ на вопрос: что такое стихотворение в прозе?

Озвучивают

( 5 мин. )

личностные УУД:

формирование внутренней позиции школьника на

положительное отношение к школе и учебной деятельности.

познавательные УУД:

осознают учебно – познавательную задачу

Коммуникативные: выражение своих мыслей; аргументация своего мнения.

Определение границ знания и незнания.

Познавательные:

анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие.

Этап II. Осмысление

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления

Знакомство с содержанием рассказа «Воробей» ( прием «Чтение с остановками» и заполнение «Дерева предсказаний», групповая работа- 4 группы) (Приложение 2)

— Что может произойти в тексте с таким названием? Запишите ваши предположения на листочках

Чтение 1 части текста.

«Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь. Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки. Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг,…

Первая остановка

– Предположите, что было дальше? На листочках напишите ваши предположения и приклейте их к Дереву предсказаний

– Хотите узнать, что было дальше?

Чтение 2 части текста

«..сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой — и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище… но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда…»

Вторая остановка.

— Как вы думаете, чем все закончится? Запишите ваши предположения

Чтение 3 части текста.

Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.

Я поспешил отозвать смущенного пса — и удалился, благоговея.

Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным ее порывом.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

Первичное восприятие.

– Ожидали ли такую развязку?

– Что чувствовали, когда слушали?

– Давайте ещё раз посмотрим, казалось бы на маленький образ, с большими поступками.

– Какой он наш герой?

– Что мы узнали из текста о воробье?

— Назовите других героев произведения.

— Исследовательская работа с текстом "Воробей"

Формирование собственной позиции

Проанализируйте поведение каждого из героев: собаки, птенца, старого воробья, автора ( по группам). Выпишите ключевые слова, сочетания слов, характеризующие каждый из этих образов. Какие слова помогают представить каждого героя, какие чувства испытывают герои?

Составление «КЛАСТЕРА». Что такое кластер ( на экране) 3 мин.

1 группа Собака 

Бежала впереди, уменьшила шаги, начала красться, медленно приближалась.

Зубастая раскрытая пасть. Остановился, попятился, признал эту силу. Смущенный пес.

2 группа Молодой воробей

С желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда, сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прорастающие крылышки.

3 группа  Старый черногрудый воробей

Сорвавшись с близкого дерева, камнем упал, весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти. Ринулся спасать, заслонил собой свое детище. Его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою! Не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке. Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

4 группа – автор

Охотник, любит природу, уважает всё живое, умет тонко чувствовать, сочувствует, переживает

— Озвучивание кластеров

Подведение итога.

Почему автор назвал воробья «героической птицей»?

-Как вы понимаете предложение: «….он жертвовал собою»?  

— Что заставило воробья жертвовать собой?

— О чем рассказ Ивана Тургенева?

— Действительно ли любовь – это сила? Как говорит об этом автор?

— О какой любви здесь идет речь?

— Так какова же главная идея (мысль)этого стихотворения?

— Найдите предложение, в котором содержится главная мысль этого стихотворения.

— Как вы думаете, что главнее в этом произведении, чувства или действие?

— К какому жанру относятся произведения, где говорится о чувствах и переживаниях героя?

Значит, это …

Высказывают свои версии и приклеивают листочки к Дереву предсказаний.

Слушают

Высказывают свои версии и приклеивают листочки к Дереву предсказаний. Озвучивают

Слушают

Высказывают свои версии и приклеивают листочки к Дереву предсказаний. Озвучивают

Слушают.

Ожидали — не ожидали.

Испуг, страх, восхищение, удивление…

Высказывают свои мнения. Называют героев стихотворения

Работают с текстом, составляют КЛАСТЕР

Выписывают ключевые слова, сочетания слов, характеризующие героев стихотворения

1 группа Собака

2 группа Молодой воробей

3 группа Старый черногрудый воробей

4 группа Автор

Высказывания детей.

Он совершил героический поступок – защитил своего птенца. Он совершил поступок самопожертвования.

О самопожертвовании, любви

О родительской, материнской.

«Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь»

Чувства.

К жанру стихотворения.

— Это стихотворение в прозе,т.к. герою этого произведения столько пришлось пережить чувств и вместе с ним нам всем.

— Это произведение задевает все наши добрые чувства, как любое стихотворение или любое другое лирическое произведение.

— За такой короткий срок пришлось пережить так много и автору, и главному герою, и нам всем вместе с ними.

Формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений.

Планирование учебного сотрудничества, достижение договорённости и согласование общего решения, управление поведением – оценка действия партнёра и своих собственных, управление поведением партнёра

Коммуникативные: выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учет разных мнений.

Личностные: смыслообразование

Познавательные: осуществлять сравнение, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Предметные: анализировать и истолковывать произведение

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Познавательные: структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста. перерабатывать

и

преобразовывать

информацию из одной формы в другую

Личностные:  развитие умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Этап III. Рефлексия

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности

А сейчас ребята я предлагаю вам составить «СИНКВЕЙН» к слову ЛЮБОВЬ. (Приложение 3)

СИНКВЕЙН – это пятистишие. Эту работу вы выполните самостоятельно ( лист урока). Алгоритм написания синквейна на слайде. Кто выполнит работу и пожелает зачитать свой синквейн поднимите вверх руку.

Прием «Плюс – минус — интересно» ( если будет время)(Приложение 3)

Я предлагаю вам заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» — «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции. В графу «М» — «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной. В графу «И» — «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Плюс

Минус

Интересно

Создают 2-3 мин синквейн по плану:

  1. Слово – тема.

  2. Два прилагательных по теме.

  3. Три-четыре глагола по теме.

  4. Предложение с использованием слов текста или близких по теме.

  5. Слово, отражающее основную мысль текста

Озвучивание синквейнов ( по желанию 1-2 учащихся)

Заполняют таблицу

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию

Предметные: создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах.

Регулятивные: самооценка

— Как вы думаете, а интересны ли  стихотворения в прозе для нас, людей, живущих в 21 веке и чем?

-В чем актуальность стихотворений в прозе?

Тургенев писал: “Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений подряд: тебе, вероятно, скучно станет и книга выпадет у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра – другое: и какое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу”.

Мы говорили о любви. Любовь – это наша душа. Давайте стремиться к тому, чтобы в нашей жизни было как можно меньше черных кругов. 

Высказывают предположения

.

Домашнее задание (1 минута )

Напишите мини – сочинение. Ответ на вопрос «Действительно ли любовь – сила?»

Слушают и записывают домашнее задание.

Регулятивные: постановка новых целей.


Источник: http://bobstudy.ru/stihotvorenie-v-proze-i-s-turgeneva-vorobej/


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Иван Тургенев - Воробей (Стихотворение в прозе читать стих, текст) Стих для подарка витамин


Текст в прозе воробей Воробей. Стихотворение в прозе И.С.Тургенева Блог Аллы Гурьевой
Текст в прозе воробей Воробей - Стихотворения в прозе (1878-1882) - И.С. Тургенев- Гумфак. ру
Текст в прозе воробей Стихотворение в прозе И.С. Тургенева "Воробей" Боб научит!
Текст в прозе воробей Анализ стихотворения Тургенева Воробей сочинения и текст
Текст в прозе воробей Воробей Тургенев История создания стихотворения в прозе
Текст в прозе воробей Иван Тургенев. Стихотворения в прозе. "Воробей"
Текст в прозе воробей Иван Тургенев «Воробей» (стихотворение в прозе)
Текст в прозе воробей Воробей (Тургенев) Викитека
Текст в прозе воробей Иван Тургенев: Воробей
И.С. Тургенев. Воробей Www. vstup.info - Інформаційна система Конкурс » Вступна кампанія 2017 року Газпром космические системы Красная книга растений - Форум Новогодние игры и конкурсы для детей Открытки с 8 марта Поздравления в прозе мужу


ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ