Закрыть ... [X]

Тема деревни в прозе второй половины


Стержневую линию творчества одного из признанных мастеров «деревенской прозы» Вален­тина Распутина (р. 1937) составляет исследование конфликта между мудрым мироотношением и немудрым — суетливым ли, внешним, бездумным ли — существованием. В многоцветном мире народной жизни Распутин ищет хранителей его векового опыта, носителей его разума, верных исполнителей его нравственных заветов. Ищет вполне целенаправленно. «Меня всегда привлека­ли, — рассказывал писатель, — образы простых женщин, отличающихся самоотверженностью, добротой, способностью деревни понимать другого... В сибирских деревнях постоянно встречаю женщин с сильными характерами. Их знают односельчане, к ним идут советоваться, жаловаться, просить поддержки...» Сила характеров любимых героев Распутина — в мудрости, которая представля­ет собой гармоническое единство всех граней народного миропонимания и мироотношения. Эти люди — как золотые самородки в рудной породе, они создают мощное силовое поле моральных принципов и норм, они задают тон, накал духовной жизни народа.

Однако Распутину же принадлежит и следующее высказывание: «Холодное и бездушное обоже­ствление всего народа ничего хорошего нам принести не может, и сегодня приходится признать, что и моральное и физическое здоровье некоторых наших в широком смысле слова односельчан, мягко выражаясь, не стало намного лучше, чем было, положим, тридцать лет назад, даже и в трудные послевоенные времена. И кому, как не писателю, болеющему и радеющему за истинные интересы народа, не сказать об этом откровенно?! Кому, как не ему, спросить: "Что с нами, дорогие одно­сельчане? Куда мы правим? Куда мы этаким образом придем?!" На то он и совесть народная, чтобы не молчать в тряпочку». Подобное взыскательное обращение к своему народу было необычно для тех отношений между художником и народом, которое определялось соцреалистическим каноном. Но, предлагая дифференциацию понятий «народ» и «население», Распутин исходит из того, что нравственные и духовные основы нации, ее генетические корни изначально здоровы и благостны, а дурное привносится извне, от чуждых веяний. Поэтому главную причину нравственного упадка в народе писатель объясняет прежде всего утратой душевной связи человека со своими корнями.

Так, в «Прощании с Матерой» (1976) видит он и Дарьиного внука Андрея, что с задором моло­дого жеребчика норовит побыстрее ускакать от старого, привычного мира в неведомое, зато новое будущее. Есть там и ражие мужики, что, бездумно выполняя приказ, крушат могилы на старом деревенском кладбище, есть и зловещая бригада пожогщиков. Да что там пожогщики, если сам Петруха-пьяница раньше всех пустил петуха под крышу материнского дома: не терпелось побыс­трее получить денежки да пропить их.

В таких случаях в голосе писателя нет снисходительных интонаций. И не простит он Андрею Гуськову, сибирскому парню, дезертирства и приведет его к полному духовному краху (повесть «Живи и помни», 1974). И не стерпит он низкого злорадства дяди Володи, оскорбившего душу ребенка, да еще в тот миг, когда эта душа почувствовала свою слитность с мирозданием (рассказ «Век живи — век люби», 1981).

А в повести «Пожар» (1985) причина вопиющего, доходящего до цинизма безразличия большей части обитателей Сосновки к тому, что пропадает в огне добро государственное, общее, наше, даже способность некоторых из них погреть руки на этом огне — стащить кое-что под шумок, объясняется Распутиным тем, что и постоянные жители поселка, и временно пребывающие там сезонники превратились в «архаровцев» — так Иван Петрович, главный герой повести, назы­вает тех, у кого в душе нет чувства привязанности к родной земле, а значит, и ответственности за то, что на ней происходит. В противовес этому лишенному корней миру «архаровцев» Распутин создает свою идиллическую утопию. Ужасаясь пожаром, полыхающим над Сосновкой, Распутин горюет об утопической старой общине с ее ладом.

Публицистичность «Пожара» Распутин объясняет стремлением оказать сильное эмоциональное воздействие на читателя. Но в художественном целом все взаимосвязано. Если повествователь берет на себя публицистическую нагрузку, значит, он таким путем заменяет, а точнее, компенси­рует прогалы, белые пятна в художественном мире произведения. Без вмешательств автора этот мир, по-видимому, не обрел бы завершенности, не смог бы нести в себе целостную эстетическую концепцию действительности.


Источник: http://5litra.ru/proizvedeniya/russian_classik/896-proza-vtoroy-poloviny-xx-veka-vg-rasputin.html


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Деревенская проза в литературе / Сочинения на общие темы 50 лет сдк сценарий


Тема деревни в прозе второй половины 26 Тема Деревни в Прозе Второй Половины Xx Века На Примере
Тема деревни в прозе второй половины Диссертация на тему «Феномен деревенской прозы, вторая
Тема деревни в прозе второй половины Тема Деревни в Прозе Второй Половины 20 Века Бесплатно
Тема деревни в прозе второй половины Тема деревни в прозе второй половины XX века
Тема деревни в прозе второй половины 4. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 8090-х ГОДОВ XIX ВЕКА. История
Тема деревни в прозе второй половины Quot;Ой, васильки -васильки." подборка стихов рамочка. Обсуждение на
Тема деревни в прозе второй половины «Мектебім мені сйікті, оштасар бгін кез келді!» (соы оырау.)
Внимание, конкурс! - Первостольник Consilium Даша -следопыт / Даша-путешественница Детский праздник: декор Коллекция В Старое Радио Новогоднее поздравление президента Украины Петра Официальные поздравления главы - Администрация г.Рассказово Поздравления морпехам Празднуем юбилей библиотеки Самый выгодный отдых РОССИЯ - КОСМИЧЕСКАЯ ДЕРЖАВА С Днём рождения Татьяна! - Именные - Повседневная анимация. - SuperGif


ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ